> Перейти на ГЛАВНУЮ НЕОБХОДИМАЯ УТОПИЯОпубликовано: 17.8.2014
.
.
Не следует забывать о том, что подобное желание зависит от чувства ответственности каждого из нас. Несмотря на то, что демократия значительно продвинулась вперед, завоевав целые территории, на которых господствовали тоталитаризм и произвол, проявляется тенденция к деградации там, где она официально существует уже десятки лет. Дело обстоит так, что следует каждый раз все начинать заново, обновлять, изобретать новое. Разве может политика в области образования остаться в стороне от этих трех крупнейших проблем. Комиссия не могла не подчеркнуть тот факт, что подобная политика может содействовать созданию более совершенного мира, устойчивому человеческому развитию, взаимопониманию между народами, обновлению демократии в повседневной жизни. Преодоление противоречий. Мы должны быть во всеоружии для того, чтобы преодолеть основные противоречия, которые, не будучи новыми, станут главными проблемами. Противоречия между глобальными и локальными проблемами постепенно стать гражданами мира без утраты собственных корней и активно участвуя в жизни своего народа и общины. Противоречия между универсальным и индивидуальным глобализация культуры постепенно приобретает всеобщий характер, однако этот процесс еще не завершен. Подобная глобализация стала неизбежной, она несет надежду и, в то же время, определенные риски, причем среди последних следует упомянуть опасность забвения уникального характера каждой личности, ее предназначения самой выбирать свою судьбу и осуществлять все имеющиеся у нее возможности, используя для этого все богатства и традиции собственной культуры, которая в настоящее время при отсутствии необходимых мер предосторожности подвергается опасности, связанной с современным развитием событий. В этом же ряду проблем следует упомянуть противоречия между традициями и современными тенденциями адаптация без отрицания собственных корней, диалектическая связь независимости со свободой и развитием других, управление техническим прогрессом. Именно в этом духе следует решать проблемы, связанные с развитием новых технологий в области информации.
Противоречие между долго срочными и краткосрочными задачами вечная проблема, однако сегодня она усугубляется господством эфемерности и сиюминутности в условиях, когда избыток информации и бесперспективных эмоций приводит к сосредоточению на решении повседневных проблем. Общественное мнение требует немедленных ответов и решений, в то время как решение многих проблем требует терпеливой и согласованной стратегии реформ. Именно так обстоит дело в отношении политики в области образования. Существует противоречие между необходимостью соревнования и стремлением к равенству возможностей. Это классический вопрос, возникший в начале нашего века при проведении политики в области экономики и социального развития, а также в области образования. Этот вопрос иногда находил решение, однако оно никогда не носило устойчивого характера. В нынешних условиях. Комиссия рискует утверждать, что необходимость соревнования приводит к тому, что многие руководители забывают о задаче, заключающейся в том, чтобы дать возможность каждому человеку использовать все свои возможности. Что касается области, которой посвящен данный доклад, мы пришли к выводу о том, что следует возобновить и привести в соответствие с требованиями сегодняшнего дня концепцию образования на протяжении всей жизни, с тем чтобы задействовать как стимулирующий фактор соревнования, так и сотрудничество и объединяющую людей солидарность.
Возникает также противоречие между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения человеком. Комиссия не могла устоять перед соблазном добавить к этому новые области, такие, как познание самого себя и средства обеспечения физического и психического здоровья, а также обучение, направленное на то, чтобы лучше познать и сохранить окружающую природную среду. Тем не менее, следует отметить, что школьные программы становятся все более перегруженными. В связи с этим необходимо выработать четкую стратегию реформ, определить приоритеты при условии сохранения основных элементов базового образования, которые помогают более правильно построить жизнь, используя для этого знания, опыт и развитие культуры каждого человека. Наконец, существует вечное противоречие между духовным и материальным миром. Человечество, даже если оно не всегда выражает это открыто, нуждается в идеале и ценностях, которые, чтобы никого не обидеть, мы называем моральными. Нет более благородной задачи, стоящей перед образованием, чем пробудить у каждого, с учетом его традиций, убеждений и при полном уважении плюрализма, подъем духа и мысли до осознания универсальности мира, с тем чтобы человек в некоторой степени превзошел самого себя. Комиссия полностью отдает себе отчет в том, что она заявляет о выживании человечества. Видеть и строить наше общее будущее. Наши современники испытывают чувство головокружения, разрываясь между процессом глобализации, проявления которого они наблюдают и зачастую поддерживают, и поисками своих корней, опоры в прошлом, принадлежности к тому или иному сообществу. Образование должно заниматься этой проблемой, поскольку более, чем когдалибо оно является участником процесса зарождения нового всемирного сообщества и оказалось в самом сердце проблем, связанных с развитием личности и различных сообществ. Задача образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, что подразумевает для каждого возможность реализации своих личных планов. Эта цель является доминирующей. Ее достижение, которое потребует много времени и труда, станет основным вкладом в создание более человечного и справедливого мира. Комиссия хотела бы подчеркнуть со всей силой, особенно в момент, когда некоторые умы охвачены сомнениями в отношении возможностей, предоставляемых образованием. Конечно, есть и немало других проблем, требующих решения. Мы еще вернемся к ним. Однако данный доклад был составлен в момент, когда человечество находится на перепутье и решает, следует ли без оглядки идти вперед или смириться перед лицом стольких несчастий, вызванных войной, преступностью и отсталостью.
Предложим ему другой путь. Таким образом, все ведет нас к тому, чтобы пересмотреть этические и культурные аспекты образования и обеспечить каждому возможность понять другого во всем его своеобразии и понять мир в его хаотичном движении к некоему единству. Но для этого следует начать с того, чтобы научиться понимать самих себя, предпринять внутренние усилия, основанные на знаниях, размышлениях, опыте и самокритике. Эта мысль должна лежать в основе любого анализа, касающегося образования, учитывая расширение и углубление международного сотрудничества, что и станет предметом наших выводов. В этой перспективе все выстраивается в логическую цепь, идет ли речь о требованиях науки и техники, о познании самого себя и окружающей человека среды или о развитии способностей, дающих возможность каждому проявить себя в качестве члена семьи, гражданина и производителя. Комиссия отнюдь не недооценивает ведущую роль умственной деятельности и нововведений, перехода к когнитивному обществу, эндогенных процессов, позволяющих обеспечить накопление знаний, сделать новые открытия и использовать их в различных областях человеческой деятельности как в области здравоохранения и защиты окружающей среды, так и производства товаров и услуг.
Ей известны также пределы и даже неудачи, сопровождавшие попытки передачи технологии наименее развитым странам, вызванные именно эндогенным характером механизмов накопления и применения знаний. Отсюда необходимость, среди прочего, как можно более раннего приобщения к науке, к методам использования ее достижений, обучения трудному искусству использования достижений прогресса при соблюдении уважения к человеческой личности и ее целостности. При этом необходимо помнить и об этической стороне этого вопроса. Следует также напомнить, что. Комиссия понимает, какие задачи должно выполнить образование на службе экономического и социального развития. Слишком часто систему подготовки кадров обвиняют в том, что она является причиной безработицы. Это верно лишь отчасти, и при этом не следует забывать о других политических, экономических и социальных факторах, необходимых для обеспечения полной занятости или развития экономики слаборазвитых стран.
|