> Перейти на ГЛАВНУЮ Подготовка к школе в домашних условиях: основные направления деятельностиОпубликовано: 5.4.2012
. Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников. Распоряжения, указания, приказы.
Критика, замечания. Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крикс целью изменитьповедение учащегося, объяснение, почему учительэтого требует. Цель, продолжительность, результативность.
Действия, побуждаемые учителем. Ответна вопрос учителя.
Свободавыражениясобственных взглядов, идей.
Реакцияна шутки учителя. Реакцияна похвалуи порицаниесо стороны учителя. Реакцияна замечания учителя.
Ученик. Самостоятельные действия. Разговорс учителемпо собственной инициативе.
Форма, тематика, связьс выполняемым заданием, материаломна уроке. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога. Вопросызадаваемы учителю. Связьс материалом урока. Дискуссия между учениками, проходяща якак бы безучастия учителя. Форма, манераобращения детей другк другу. Формавыражения своего отношенияк уроку и учителя. Молчаниеили замешательство ученика, чемвызвано. Другиеформы поведениявысказываний взрослых идетей. Общиетребованияк современному уроку.
Общие требования кратко можносформулироватьтаквооружатьучащихся сознательными, глубокими ипрочными знаниямиформироватьу учащихся прочные навыкии умения, способствующиеподготовкеих к жизниповышатьвоспитательный эффект обученияна уроке, формироватьу учащихся впроцессе обучения черты личностиосуществлятьвсестороннее развитие учащихся, развивать ихобщие и специальныеособенностиформироватьу учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаютсяв жизни. вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретатьи углублятьили пополнять знания, работатьс книгой, овладевать навыками иумениями итворчески применять ихна практикеформироватьу учениковположительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребностьв расширениии приобретении знаний, положительное отношение кучению. Эти требования условно можно поделить начетыре группы.
Воспитательные требования. Воспитыватьморальные качества, формироватьэстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения сжизнью, ее запросамии требованиями, формировать активное отношениек ней. Дидактические требования. Обеспечиватьпознавательнуюактивностьна уроке, рационально сочетать словесные, наглядные ипрактические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач.
Реализовыватьтребования единства обучения, воспитанияи развития путем теснойсвязи теориис практикой, обучения сжизнью, с применением знаний в различныхжизненных ситуациях. Необходимоосуществлятьсистематический контроль закачеством усвоения знаний, навыков и уменийи коррекциюих учебных усилий. Постоянноеполучение обратной связипозволяет влиять на ходучебного процесса, корригироватьего. При обнаружении пробелов взнаниях нужноанализироватьих причины инаходить путиих устранения. Приучать учащихсяк самостоятельн остии самоконтролюв процессесамостоятельнойпознавательной деятельности. Постоянноепривлечение учащихся кактивнойпознавательнойдеятельн остии выполнениюпрактических заданий науроке способствуетзакреплению знаний, навыкови умений. Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательностьи своевременностьвыполненияучащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляютсяна уроке вовсей его деятельности. Особенно ценитсяученикамитребовательность педагога всочетании сосправедливостьюи доброжелательностью, уважением ипедагогическим тактом. Учитель должен отличатьсясамообладаниеми самоконтролем, чтобы преодолеватьотрицательноепсихическое состояние науроке неуверенность, скованностьили, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость. Гигиенические требования. Соблюдениетемпературного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегатьоднообразияв работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебнойинформациис выполнениемпрактических работ.
Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать впознавательнуюдеятельностьразличные органы чувств. Мастерство учителя науроке заключается главным образомв умелом владенииметодикой обучения ивоспитания, творческомприменении новейших достиженийпедагогикии передовогопедагогического опыта, рациональномруководствепознавательнойи практическойдеятельностью учащихся, ихинтеллектуальным развитием. Современные теории и концепции обучения. Деятельность людей в процессе обучения носитучебнопознавательный характер. Поэтомуэффективность обучения вцелом и во многомопределяется умением педагоговорганизовать учебный процессв соответствиис основнымизакономерностямиучебнопознавательнойдеятельности обучаемых.
Сих учетомразрабатываются также разнообразныепедагогическиедидактическиеконцепции обучения. Под теориейили концепцией обучения понимаетсясовокупностьобобщенных положений лисистема взглядовна понимание сущности, содержания, методики иорганизации учебного процесса, а также особенностейдеятельности обучающих иобучаемых входе его осуществления. В практике активно применяются ассоциативно рефлекторнаяконцепция обучения, теорияпоэтапногоформированияумственных действий, теорияпроблемного обучения, концепцияпроблемнодеятельностного обучения, концепцияпрограммированного обучения идругие. Все педагогические концепции, независимоот их содержанияи направленности, конечную цельобучения трактуюткак овладениеобучаемыми системой знанийи практической подготовленности, необходимыхдля успешнойпрактической деятельности. Организационную сторону этого процесса обеспечиваетруководитель этого занятия. Поэтому оченьважно знать сущность, содержаниеи особенность основных концепций обучения, видетьих сильные ислабые стороныи с учетом этогоорганизовать процесс обучения. Руководствуясьосновнымиположениямитой или инойконцепции обучения, педагог планирует своюдеятельностьи деятельность обучаемых поовладению илиучебным материалом.
При этом ониспользует наиболее эффективные формы, средстваи методы обучения. Регулярный контроль ианализ результатов учения позволяютоперативно вносить необходимые коррективы, как в деятельность обучающегося, так и в деятельность обучаемых. Современные ученые, представители педагогики, психологиии других наукразработалицелостнуюконцепцию обучения. Новыерешения органическиобъединяютпродуктивныетрадиционныеи инновационные подходы. Наиболеераспространеннойявляетсяассоциативнорефлекторнаяконцепция обучения. Даннаяконцепция опирается наосновныезакономерностиусловнорефлекторнойдеятельности коры головного мозга человека, которые наиболее полное освещение нашли в работахизвестных ученых. Согласно ихтеории о физиологии высшей нервнойдеятельно стив коре головного мозга человека постоянно идетобразование множества новыхусловнорефлекторных связей ассоциаций между самымиразнообразнымисистемамираздражителейи реакций. Всоответствии сданной теорией процесс обученияпредставляетс якак совокупностьраздражителейпреднамеренныхпедагогическихвоздействийи реакцийпознавательных действий обучаемых. Поэтому усвоение знаний, формирование навыков, уменийи личностных качеств являетсяни чем иным, как процессомобразованияв сознаниичеловекаразнообразных систем ассоциаций разных по степени сложности. Данные положенияи были положеныв основуассоциативнорефлекторнойконцепции обучения, вразработке которой приняли активное участие ученые и педагоги.
Ассоциативнорефлекторнаяконцепция обучения предполагаетопределенную логику структуру, этапы процесса познавания. Восприятие учебного материалаи опознаваниепознавательных задач осмысливаниеизучаемого материала, доведенноедо пониманияего внутренних связей и отношенийзапоминаниеи сохранениев памяти учебногоматериалаприменениезакрепившихся знаний на практике. Центральным звеном данного процесса выступаетосмысливаниеизучаемогокак активнаяаналитикосинтетическаядеятельность обучаемых входе решениятеоретическихи практических задач.
Несмотряна то, что основуданной концепциисоставляетраскрытиесодержанияи последовательностидеятельности обучающих. Выполнение этих требованийруководителем занятия способствуетповышениюэффективности процесса обучения. Используемая литература. Урокв современной школе. Практическаяпсихологияобразованияе изд. Психологияи педагогика. Москва издательство. Многообразие форм организации обучения. Классификация форм организации обучения. Особенности и преимуества классноур очной формы обучения. Дидактическая структура, специфические признаки, требования и противоречия урока. Структура, типы и нестандартные формы урока, факторы его эффективности.
Особенности организационных форм обучения в профессиональном училище. Урок как основная форма теоретического обучения в профессиональном училище. Его признаки, структура и этапы моделирования. Элементы профессиональной деятельности при подготовке к урокам. Формы организации производственного обучения и их характеристика.
Типология уроков по. Понятие и назначение урока в педагогическом процессе, его классификация и типы. Цели проведения уроков. Особенности проведения комбинированного урока, усвоения и закрепления полученных знаний, проверки и оценки материала, основные требования к нему. Сущность, движущие силы и логика процесса обучения. Содержание образования как фундамента базовой культуры личности. Современные модели, формы и методы организации обучения. Типология образовательных учреждений. Инновационные процессы в образовании. |